- сицилийцы, перенявшие в IX веке у арабов метод дистилляции;
- жители итальянского Пьемонт, которые якобы производили граппу на четыре века раньше;
- Фриули, считающая себя родиной уникального напитка.
Но сколько бы не спорили между собой производители, ясно одно — граппе не менее 1500 лет. А потому неоспорима истина — купить граппу, это значит приобрести уникальный напиток, в, который вложило свой труд и знания не одно поколение виноделов.
Изначально граппа, которая получалась в результате перегонки отходов основного виноделия (виноградного жмыха), была исключительно «крестьянским» напитком и представляла собой жесткий и грубый алкогольный продукт.
Но в 60-70 годы XX века ситуация кардинально изменилась.
Вина Италии стали узнаваемыми, подчеркивали индивидуальность каждой марки, делали акцент на почве, климате, лозе. А потому граппа потребовала к себе принципиально нового отношения: изменились условия на всех этапах производства.
Значимую роль сыграла и такая «фишка» как дорогая упаковка. На смену грубым бутылям пришли легкость и изящество ручного дутья. Можно было даже купить граппу в облачении из муранского стекла.
Но внешняя часть — это только незначительная доля перемен. Производители с завидной фантазией стали множить разновидности граппы. Поэтому сегодня этот напиток подлежит сложной классификации по ряду признаков:
- вlanka — свежевыжатый прозрачный напиток с резким вкусом;
- аffinata in legno — светло-золотистая граппа шестимесячной выдержки;
- vecchia — напиток годичной выдержки;
- stravecchia — граппа с насыщенным золотистым цветом и крепостью 50 об. ;
- мonovitigno — напиток, для производства которого используются только определенные сорта;
- аromatizzata — граппа с ноткой фруктов, ягод, аниса, корицы, можжевельника миндаля.
Этот список можно продолжать и дальше, но факт налицо — граппа с невероятной скоростью перекочевала из разряда «крестьянских» напитков в разряд наиболее элитных представителей алкогольных шедевров.